Культура — дом бытия человека, сверхсложная система, объединяющая все явления и процессы, своим существованием обязанные человеку. Курс предполагает знакомство с разными формами рефлексии — мифологическими сюжетами, философскими построениями, научными теориями. На лекциях рассмотрим вопросы культурогенеза, структуры, морфологии, семиотики и типологии культуры.
Место: лекторий masters, Левашовский Хлебозавод, Барочная ул., 4А, Санкт-Петербург
Курс проходит в рамках образовательной программы «История искусств 3.0».
Покупка билетов на отдельные лекции в рамках данного курса не предусмотрена.
Понятие культуры. Проблема культурогенеза.
«Культура» – понятие, получившее сотни различных определений. Попробуем разобраться в них и найти наиболее фундаментальное. Понимание сути культуры как явления, конечно же, связано с представлениями о ее происхождении, которое и обозначается термином «культурогенез». Мы сконструируем гипотезу культурогенеза, основываясь на понимании неразрывной связи культуры с языком и сознанием человека.
Экскурс в историю культурологической мысли.
Культура – это масштабный самосознающий субъект, в ней всегда были метаязыки, позволявшие говорить о самой себе, продуцировать тексты-самоописания. На древнейшем этапе это был язык мифологии, далее – философии и науки. Мы проследим логику развития рефлексии по поводу культуры в разные исторические периоды.
Теории локальных цивилизаций. Культура как индивидуальность.
В истории культурологической мысли на грани эпох Просвещения и Романтизма появляется представление о множественности культур и их равноценности. В дальнейшем эта идея развивается в рамках теории локальных цивилизаций, где каждая культура (цивилизация) предстает как уникальный организм-субъект со своим обликом, характером, судьбой. Мы рассмотрим историю данного направления философии культуры и культурологии.
Семиотика культуры. Культура как семиосфера.
Семиотика как направление мысли и культурная практика зародилась еще в Древней Греции, а затем развивалась в рамках европейской философии. В отдельную область научного знания она оформилась во второй половине XIX – начале XX века. Ее центральные понятия – «знак», «язык», «текст». Ю.М. Лотман определил культуру как семиосферу – пространство, в котором рождаются, развиваются, взаимодействуют и исчезают бесчисленные знаковые системы. Мы порассуждаем о том, в чем состоит ценность семиотического подхода в культурологических исследованиях.
Морфология культуры.
Культура представляет собой сверхсложную систему, состоящую из множества элементов. Эти элементы – отдельные формы культуры. Область культурологии, изучающая различные культурные формы, называется морфологией культуры. Мы поговорим о подходах к выстраиванию морфологии культуры и различных видениях культуры как системного целого.
Типология культур.
Наряду с индивидуальными свойствами каждой из культур, можно усмотреть также и общие черты, объединяющие родственные культуры. Это позволяет выстраивать типологии культур, классифицируя их по различным критериям. Культуры Запада могут противопоставляться культурам Востока, традиционные культуры – инновационным и т.д. Мы поговорим о различных подходах к типологии культур.
Механизмы межкультурного взаимодействия.
Межкультурное взаимодействие – это непрекращающийся процесс общения культур между собой на границах, которые их разделяют. Взаимодействие может протекать в разных формах, из которых наиболее конструктивным и плодотворным, как правило, считается диалог – общение, предполагающее взаимное осознание собеседниками ценности друг друга. Мы постараемся разобраться в том, как устроен диалог культур и как он связан с динамикой культурного развития.
Изображение: Идеальный город, около 1477. Из собрания Берлинской картинной галереи